суботу, 3 листопада 2012 р.

7 плюсов и минусов Unity

оригинал Bruce Byfield
перевод
Курсивом отмечена полемика с автором оригинала.

С точки зрения критики, Ubuntu Unity интерфейс не был принят тепло. Unity, пройдя несколько версий, стала получать более тёплые отзывы с релизом Ubuntu 12.04. Несмотря на то, что Unity не абсолютно любимая всеми, компьютерные гуру смирились с тем, что она не собирается никуда уходить.

Когда нам навязывают изменения, то многим это неприятно и сложно смириться с ними. Через пару лет тестирования и использования Unity - шок от новизны пройдёт и негативные эмоции заменятся навыками работы с ней.

Unity в Ubuntu 12.04 достигла некоторой зрелости, после того как стала интерфейсом по умолчанию. Если бы Unity достигла бы своего нынешнего уровня развития в Ubuntu 11.04, то многие критические отзывы отпали бы сами собой.

Логические части Unity Ubuntu

Тем не менее, критика не исчезнет полностью. В то время как Unity в Ubuntu 12.04 является значительным улучшением по сравнению с предыдущими версиями, всё равно есть вещи, которые нравятся или не нравятся.

7 вещей которые не нравятся в Unity

Ругать Unity легко. Любая атака на Unity гарантированно получит поддержку комментариями и жалобы, что автор не пошёл дальше в своих замечаниях.

Желание разработчиков сделать интерфейс под все аппаратные платформы и инновации для бренда вместо улучшения функциональности - всё это сказывается негативно на Unity. Эксперименты сами по себе могут заслуживать похвалы, но не все эксперименты в равной степени удачны.

1. Окна на полный экран по умолчанию
Когда на десктопах несколько окон стало нормой в начале 1990 годов - это было инновацией. Теперь, двадцать лет спустя, Unity предлагает "полный экран" одного окна как DOS раньше.

Это дизайнерское решение имеет смысл для мобильных устройств или когда вы используете ПК не более чем для чтения или сёрфинга в Интернете. Но для серьёзной работы на рабочей станции это малопродуктивно и приходится исправлять.

Распределение окон по различным рабочим столам (можно на клавишах Ctrl+Shift+Alt + стрелочки управления курсором) и использование Alt+Tab, как мне кажется, лучшая альтернатива варианта автора оригинала, который скорее всего любит переключатся мышкой между окнами программ. Для этого нужны окна "не на полный экран" и тогда да, мышеводов бесят полноэкранные окна.

2. Не перемещаемый Launcher
По умолчанию, Unity не обеспечивает возможностью изменить расположение Launcher. Учитывая что широкоформатные мониторы "шире, чем выше", размещение Launcher слева имеет смысл. Тем не менее, многие пользователи предпочитают запускать приложения с нижней или верхней панели.

Правда пользователи могут извернуться с помощью Unity Plugin Rotated и переместить Launcher. Однако, могут столкнуться с проблемами в будущем и разбираться с нестыковками.

Если учесть тотальную гегемонию широкоформатных мониторов, то честно говоря, выбор остаётся или панель слева или панель справа. Панели внизу/верху или dockbar внизу аля Мак - это потери места на экране, особенно если нет автоскрытия или окна не могут перекрыть панель/dockbar. Вместе с кнопками управления окна - свернуть, раскрыть, закрыть - которые расположены слева, получается что вся работа осуществляется слева-вверху. Панель справа переместила бы работу "сверху-справа". НО глобальное меню, которые так же является новой сутью в Unity, расположена больше слева, чем справа. Панель слева на широкоформатных мониторах занимает место в вертикальной плоскости и экономит место в горизонтальной и уменьшает пробег мыши, так как многое расположено в верхнем левом углу.

Это чем то похоже на "горячие" зоны кликов пользователей в верхнелевой зоне на поисковых системах с их "панелью" наверху из предлагаемых сервисов. Я думаю это не спроста.

Горячие зоны веб-страницы

3. Кнопки и Меню
Два года назад когда Unity была в разработке, в Ubuntu кнопки управления окна переехали справа налево. Позже, кнопки переехали вместе с меню на верхнюю панель Unity - глобальное меню. Кнопки окна стали еще и скрытыми, пока не подведёшь мышу.

Несмотря на некоторые предположения, чем они станут полезными позже. Я лично видел только одно оправдание - уменьшение беспорядка. Лично я буду довольствоваться небольшим беспорядком во имя функциональности. Эти дополнительные щелчки по глобальному меню всё усложняют и прибавьте лишний пробег мыши до верхней панели глобального меню. Это изменение - чистой воды произвол и это делает его более раздражающим.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Все меню программ теперь, образно говоря, "оторваны от приложений" и находятся в верхней панели глобального меню. Меняя фокус с программы на программу - вы меняете меню, находящееся в верху. НО первый недовольный минус был "Полный экран", но в "полном экране" приложение близко со своим меню как никогда! Пробег мыши минимален, но если мыслить по старому и окна на экране расположить по старинке, то действительно бегать до оторванного меню напрягает. Проблема автора, что он не рассматривает интерфейс Unity вместе и судит об оторванных друг от друга частях, постоянно ссылаясь на старое как на эталон. Я могу так быстро доказать, что интерфейс DOS самый лучший! Его командный интерфейс не позволяет "параллельность" и последовательность команд не даёт запутаться.

Глобальное меню экономит место, так как оно общее для всех окон! HUD помогает вызвать пункт меню, не роясь в этом иерархическом аду. Добавьте горячие клавиши пунктов меню - их никто не отменял.

4. Ограниченные результаты Dash
Dash - замена главного меню в Unity имеет дурацкую привычку отображать только часть результата. Вводишь "sy" в поисковую строку и получаешь 6 совпадений и ссылку "еще 6 совпадений". В отдельно ужасных случаях я видел "еще 1 совпадение".

Это как бы призвано навести порядок, тем более первые результаты - это часто используемые элементы. Хотя для меня загадка, почему показывают Printing и Log File Viewer при таком поисковом запросе.

С точки зрения поисковика хотелось бы спросить: "почему просто не отобразить все результаты и сохранить бессмысленный щелчок мышой?"

5. Затруднение с иконками приложений

Как и Gnome 3, Unity была разработана из предположения, что пользователи открывают приложения из меню. Пользователь может щелкнуть ПКМ на Рабочем столе и создать Папку из контекстного меню. НО для добавления нового приложения в Launcher, пользователь вынужден делать финт ушами и копировать файл в папку ~/Desktop в файловом менеджере.

Этот окольный путь не только препятствует созданию иконки программы на Рабочем Столе, но заставляет думать многих, что Рабочий Стол не поддерживает запуск программ как Launcher.

С панелью ситуация ещё хуже. Проще говоря, нельзя ничего добавить. Ограничение, которое стирает возможность её настройки.

Одна из характеристик популярного десктопа - поддержка различных привычек пользователей. В этом свете, Unity не соответствует ей.

На панель, которая Launcher, очень легко добавить программу. Достаточно её запустить и правой клавишей мыши на значке программы в Launcher указать "закрепить".

6. Коммерческая составляющая
Ubuntu далеко не первая коммерческая версия Linux. Некоторые предшественники до сих пор не могут коммерциализироваться.

Гляньте вниз Launcher и увидите Ubuntu One, где можете получить бесплатную учётную запись для личного облака, а так же приобрести дополнительное место для хранения.

Откройте Центр приложений Ubuntu и вы найдёте проприетарное программное обеспечение наряду с бесплатным.

С помощью Аудио и Видео линзы можно найти медиа, которое можно купить.

Я понимаю необходимость Canonical в окупаемости затрат. Я признаю также, что в плане коммерциализации предустановленная MS Windows намного хуже.

Тем не менее, для меня (и, возможно, для других) одна из притягательных сторон свободной операционной системы это отсутствие настольной рекламы.

Видеть как она расползается по одному из популярных дистрибутивов и жадно желать эквивалента AdblockPlus, чтобы легко вырезать все эти экраны "покупок", когда я пытаюсь поработать.

Просто придирки. Нет никакой растекающейся как зерговский крип рекламы. В Центре приложений Ubuntu действительно есть платные программы и это здорово. Хочешь покупай - хочешь нет. Никто руки не выкручивает, бесплатных программ превалирующее большинство. Рекламные баннеры в Центре приложений Убунту бесят? Используй Синаптик - и мощнее и без рекламы точно!

Ubuntu One бесплатен в пределах 5 Гб - выше платно.

В Параметрах системы есть коммерческий клиент Landscape, который представлен значком и нужен для предприятий. Вас он напрягает? Вам нужно к врачу!

7. Head-Up Display (HUD)
HUD был введён в январе 2012 как "будущее среди меню". Вместо вездесущего меню, HUD открывается клавишей Alt. Вбивайте требуемое из меню программ и выбирайте из преложенного.

HUD в Ubuntu 12.04 не обязателен, но Марк Шатлворт намекает, что в будущих версиях HUD будет обязателен.

HUD звучит интригующе, но его непрактичность становится очевидна, как только вы начнёте его использовать. Чтобы успешно его использовать вы должны иметь полное представление о меню программы и что точно вы хотите. А это как раз то, что не хватает большинству людей, которые понимают что хотят, только когда непосредственно это увидят.

Что еще более важно, даже Марк Шатлворт это признаёт, в отличие от меню - HUD не даёт доступ ко всем функциям программы. В результате, изучение приложения становится еще сложнее.

Для спеца в данном ПО - HUD будет эффективен, но для большинства - нет.

HUD Ubuntu

HUD не обязателен! Это альтернатива меню программы, а не его замена. Всё точка. Можете его не вызывать и бродить "по старинке" по огромным иерархическими меню и подменю мышкой. Отчего многие игроки не меняют параметры программ через меню, а вызывают "консоль" - тильдой?

Порой быстрее напечатать blur в HUD и он подскажет где в Gimp это прячется и вызовет нужное действие, чем разыскать в огромных подменю.

7 вещей которые нравятся в Unity

Не смотря на хор поющих о проблемах, Unity полна улучшений. Некоторые улучшения можно еще отполировать, другие улучшения можно взять из других рабочих сред.

1. 2D почти эквивалентна
Стандартная версия Unity требует аппаратную поддержку 3D. Для тех у кого нет необходимых драйверов или предпочитают не использовать проприетарные драйвера - доступна 2D версия Unity.

Unity 2D не является полной копией Unity 3D. Например, полосы прокрутки на окнах всё еще маленькие, не такие как в 3D. Кроме того в Unity 2D иконки не складываются в стопку в Launcher, а просто прячутся за последним значком.

Тем не менее, если учесть половинчатые решения в режиме GNOME fallback, который предлагает искалеченную версию Gnome 2 в качестве замены Gnome 3 с аппаратным ускорением, то Unity 2D выглядит более адекватной версией Unity 3D.

2. Линзы и области
Линзы и Области - фишка Dash, меню Unity.

Линза Приложения

Линзы являются общими категориями, чтобы сузить диапазон возможных результатов и Области как дополнительные фильтры.

Для примера, если выбрать линзу Аудио, то можно уточнить музыкальный жанр.

Линзы и Области - излишние сущности, но их универсальность можно сравнить с расширениями Firefox или виджетами KDE. Они быстро делают интерфейс расширяемым, который по умолчанию кажется неизменяемым.

3. Минимальные указатели окон
Десктопы типа KDE, Xfce, Gnome 2 имеют Панель Задач. Она полезна когда открыто не много окон. При большом количестве окон - элементы в Панели Задач становятся нечитабельными или группируются.

Unity Launcher решает эту проблему с элегантной простотой. Все открытые элементы помещаются на Launcher и маркируются маленьким треугольником слева.

После запуска программы в Unity

Активное окно отображается при помощи маленьких треугольников слева и справа от значка в Launcher. Для переключения между открытыми окнами программ достаточно нажать на соответствующий значок в Launcher.

Организация процесса не идеальна. Треугольников может быть больше, а изменения в активном окне может не обновляться в течении нескольких секунд в Launcher.
Ну отправь ты баг репорт =), хватит плюсовать, ноя и канюча.

Но основная идея разумна.

4. Быстрые списки
Старое меню Gnome 2 имело пункт на самом виду - Переход (Places). Список часто употребительных папок. Unity обладает своим списком, но он часть контекстного меню Домашней Папки в Launcher и занимает намного меньше места. Как и меню Переход - список Quick List не настраиваемый. Но он спрятан в очевидный значок и доступен тем, кому нужен.
Что-то не понял я буржуя - "Like the Places menu, the quick list is flawed by not being customizable.". У нас всё настраиваемо и в том и в другом случае. Может не тривиально, но не сложно.

5. Узкие полосы прокрутки
За пару десятилетий, полосы прокрутки на окнах стали узкой полоской вдоль боковой части окна. Дизайнеры Unity, осознавая важность свободного места, сузили полосы прокруток до тонких полосок. Ткните в полоску и вы получите стрелки Вверх и Вниз. Хватайте их для быстрого перемещения по содержимому.

6. Складные иконки Launcher
Launcher в Unity даже лучше окон избавляется от полос прокрутки.

Launcher наполняет иконки пока низ не начинает складывать иконки в стопку. Без необходимости прокрутки легко можно прикинуть количество свёрнутых значков, даже различить пару верхних в стопке. Наводим мышку на складные в стопку иконки и они разворачиваются перед вами и можно легко ткнуть нужную.

Идея проста и оказывается, что традиционный набор виджетов, из которых делают рабочее окружение, не исчерпал всех своих возможностей.

7. Интеграция локальных и онлайн ресурсов
Исключая эксперименты типа Google Chromebook или виджеты KDE, онлайн ресурсы обычно не интегрированы с локальными в системе.

Вы открываете онлайн ресурсы с помощью браузера, что делает это всё интуитивно понятным.

С другой стороны, линзы Unity - Аудио и Видео делают поиск содержимого по вашему диску и показывают онлайн товары в Интернете и даже предлагают легко их скачать.

Правда, в случае с линзой Аудио - эта функция часть вторжения на рабочий стол коммерции от Canonical. Если бы онлайн источники были бы редактируемыми, то можно было бы использовать для бесплатного скачивания.

Кто мешает то?

Концепции против Деталей

Подготавливая эти пункты доводов За и Против, я обнаружил, что большинство из того что мне не нравилось в Unity основано на высоком уровне Концепций, то есть как пользователи должны работать. А многое из того что понравилось, основано на внедрении централизации и простоты в деталях, в частности переосмысления виджетов в работе основного интерфейса.

Сейчас я считаю, что концептуально, Unity сделала несколько неверных ходов, но в реализации её основных замыслов Unity часто более инновационна, чем большинство критиков представляют.

Другими словами, некоторые нападки на Unity заслужены, но они не дают полной картины. В независимости от того, как сильно вам не нравится Unity, она представляет собой попытку инновации, что происходит раз или два в десятилетие среди свободного программного обеспечения.

Степень нового в Unity позволяет приглядеться к ней, даже если многое из нововведений вам кажутся неудачами. Опасность фокусирования на недостатках в том, что можно пропустить действительно революционно новое.

Как горе-переводчик не могу не посоветовать свои мысли по поводу Unity и привожу свои доводы в защиту Unity. Зачем ей защита? Да много что-то консерваторов закостенелых набежало. Всё не так и всё не здесь. Не путайте критику и закостенелый догматизм "вот раньше ... деревья были зеленее и небо голубее". Лишнее это.

Немає коментарів:

Дописати коментар

HyperComments for Blogger

comments powered by HyperComments