суботу, 24 листопада 2012 р.

Жизненные истории. Анастасия и Lubuntu

Вторая история про подругу, использующая Lubuntu. Как она использовала MS Windows XP и почему перешла на использование Linux.

Давным-давно в эпоху Ubuntu 10.10, младшей сестре моей знакомой достался по наследству от её старших сестёр самый наидревнейший комп.

Сразу встал вопрос, какую систему использовать. Заново переустановить MS Windows XP, с антивирусом и фаерволом или установить Ubuntu? Анастасии было всё разжёвано, объяснены все плюсы и минусы каждого выбора. Этот хоть и старый, но её компьютер и решать ей.

Сошлись на том, что ставим Ubuntu. Если что-то пойдёт не так и резко всё разонравится, то переустановим на MS Windows XP.

В те давние времена, я почему-то сделал выбор в пользу Ubuntu 10.10, а не долгоподдерживаемый Ubuntu 10.04 LTS и пожалел об этом в будущем.

Чтобы не мучить старый компьютер современными графическими интерфейсами, выбор пал на Lubuntu 10.10. Стильная LXDE выглядит потрясающе и обладает скромными требованиями. Ставил lubuntu 10.10 через текстовый установщик, чтобы не ждать пока графический инсталлятор соизволит загрузиться. Пока Ubiquity загрузится - мы уже заканчиваем установку.

В целом требования к компьютеру у Анастасии были рядовые. Это компьютер для Интернета и прослушивания аудио, видео материалов. Браузер, скайп, аська и p2p клиент EiskaltDC - вот основной круг повседневно используемых программ.

Был такой этап, когда коллега на работе отдал мне свой старый компьютер. Он оказался чуть лучше нашего старого компа, используемого Анастасией. Памяти стало чуть больше и процессор чуть мощнее. Так как оба старика были на Интел платформе, то я понадеялся, что Lubuntu заведётся автоматом без переустановки. Так и вышло. Я такой номер уже проворачивал несколько раз и это плюс ядра linux.

На данном этапе, я шутя спросил Анастасию: "может нафиг эту убунту, давай windows поставим?" Анастасия выдала реальный довод: "под убунту я могу смотреть небольшие видео ролики mkv". Я то знаю, что большинство людей не разбираются в расширениях видеофайлов и кодеках в них. Но я её понял. Матрёшка mkv часто содержит закодированный видео поток h264, который весьма напряжный для слабого компа. Я проверил её слова и скачал из местной сети фильм Тор в формате h264. Времени не было пересматривать его заново, но мотая по фильму, не заметил каких-либо торможений или рассинхронизаций видео и аудио, из-за слабости процессора.

Если бы переустановили систему на MS Windows XP, то автоматом пришлось бы ставить антивирус и фаервол, которые бы отъели бы себе ресурсы. Так что небольшое улучшение компа пошло бы лесом.

Друг электронщик Виталий, который использует Ubuntu Server, отремонтировал LCD монитор 15 дюймов в белом исполнении и отдал Анастасии в бессрочное владение. Старый CRT монитор, из-за его толстой жопы, выкинули на помойку.

Анастасия, используя трюк с глазками Кота в Сапогах из Шрека, получила от меня в подарок вебкамеру и офисные колонки.

Кот в Сапогах из Шрека

Скайп перестал быть для неё просто текстовым чатом. По ночам только и слышно стук клавиш на клавиатуре и видеочат с подружками.

Время шло и настал тот период, что для lubuntu 10.10 закончилась поддержка.

Пожалел, что не поставил в своё время Ubuntu 10.04 LTS. Сейчас бы нажал кнопку "обновить" и штатно перешёл бы на Ubuntu 12.04 LTS. Но версия 10.10 - не туда и не сюда. Пришлось переставлять с нуля.

Установка прошла не гладко. Текстовый установщик пронюхал, что есть доступ к Интернет и на этапе начал вытягивать обновлённые пакеты и не смог закончить установку системы. Наматюгавшись вдоволь, вынул сетевой провод и начал установку с нуля. Потом уже после захода в систему, вернул провод и штатно обновил систему.

Видать не обкатали данный момент в команде Lubuntu.

Так как /home был отдельным разделом, все настройки Анастасии сохранились в целости и сохранности: её обои с любимым японским певцом Daiki Arioka, на которого я не могу смотреть без слёз, предмет наших шуток над ней и троллинга и её иконки, а так же тема LXDE.

Программы нужно было только установить и запустить. Заново настраивать и вбивать логины и пароли - уже нет нужды.

В целом, как пользователь очень старого по современным меркам компьютера, Анастасия довольна, хотя и есть нарекания. По её словам, она понимает и осознаёт, что многое она не может установить из программ либо из-за старости компа или что программа виндовая. Выкручивается способом - "уходом в онлайн". Находит сайты, которые делают то что нужно в данный момент.

Очень нравится ей, что когда у друзей постоянные переустановки MS Windows, она медленно, но верно пользуется изо дня в день своей Lubuntu. Когда она сохраняет на рабочий стол файлы, она не будет наказана переустановкой системы, так как её "рабочий стол" хранится на отдельном разделе /home, а виндовый рабочий стол хранится на С:, который сносят при установке незагружаемой винды.

Анастасия рассказала историю, что мальчик в школе спросил, что у неё на компе и услышал про Ubuntu. Хотел бы я глянуть на его лицо, так как он выдавил: "это же система для программистов". Представляю какой разрыв мозга был у парня, когда перед ним стоит маленькая и худенькая девочка, как Дюймовочка, а использует систему "для программистов".

Вообщем, я рад за Анастасию. В школе она изучает одну систему, а дома другую. И никто эти знания у неё не отберёт. Она знает больше любого своего сверстника и ей не проедешь по ушам. Она сама видит что лучше в каждой из систем, так как она может сравнивать.

Update от 24.11.2012
В суете прошлой установки Lubuntu 12.04 не всё видать установил из нужных Анастасии программ, постоянно куда-то торопясь. Наверное боялся, что без меня выпьют всё пиво. Придя в очередной раз в гости, Анастасия попросила установить ей "что-нибудь для презентаций". Почему-то не был установлен LibreOffice, а там есть LibreOffice Impress для создания презентаций.

Анастасия заодно спросила как называется утилита, которая "управляет микрофонами и выводом звука"? Я переспросил её: "ты имеешь в виду pavucontrol, который "настраивает" PulseAudio?" Она мне в ответ: "да да пульс аудио, я забыла название из заголовка программы". И при мне в LXTerminal'е сама забубенила sudo apt-get install pavucontrol.

Этого я ей никогда не показывал и моя челюсть просто выпала. "Где ты такому научилась?" - спросил я. "В Интернете", - сказала она в ответ. У меня чуть с языка не слетела легендарная фраза из фильма "Джей и Молчаливый Боб" - в каком еще бл*ть Интернете?

Вместо мата в присутствие юной девушки, решил подловить: "Чего не позвонила или сама не поставила нужные программы?". "Каникулы были в это время! - ответила Анастасия. - кроме чатов и браузеров ничего не нужно было".

Показал ей lubuntu версию Центра приложений Убунту и объяснил, что ей, вероятнее, будет удобнее устанавливать софт через него. Хотя sudo apt-get никто не отменяет. Сам через Центр доставил программы: векторный графический редактор Inkscape и Dia, кратко рассказав, что это аналоги Corel Draw или Corel Xara. На её старом компе и маленьком мониторе заниматься "рисованием" в GIMP, Inkscape или LibreOffice Impress это ещё то "садо-мазо".

Pavucontrol'ом она быстро выставила свои предпочтения для звуковых потоков и звук в Скайпе повёл себя так как нужно было ей. Обновили скайп до 4.1 и на этом закончили мучить систему.

Спасибо, что прочли! Всем удачи!

Родственные статьи:
Жизненные истории. Электронщик и Ubuntu Server.
Lubuntu выручает с терминальным доступом к MS Windows Server.
LXDE (Lightweight X11 Desktop Environment).
Статистика использования Lubuntu.
Зачем мне Ubuntu? У меня уже есть Винда.

Немає коментарів:

Дописати коментар

HyperComments for Blogger

comments powered by HyperComments